В конце прошедшего 2017 года компания Canon объявила о начале выпуска новых телевизионных объективов для телевизионных камер с разрешением 4K (UHD) и размером сенсора 2/3 дюйма: CJ45ex9.7B и CJ45ex13.6B. Эти новейшие объективы обладают самыми длинными фокусными расстояниями в своем классе, самым большим зумом и идеально подходят для любых видов телевизионной съемки в самых разных условиях: например, для съемок спортивных мероприятий, концертов; для работы как в студии, так и на выезде, в составе передвижных телевизионных станций.
Особое внимание хотелось бы обратить на возможность применения длиннофокусных объективов на съемках спортивных мероприятий, причем используются они при съемке практически всех видов спорта. Конечно, не все объективы должны иметь такой широчайший диапазон фокусных расстояний, так как при многокамерной съемке для лучшей зрелищности и качества снимаемого материала нужны и широкоугольные объективы, и объективы со средними фокусными расстояниями. Режиссеры трансляции, как правило, комбинируют различные виды, планы, замедленные повторы, а наиболее интересные моменты зачастую выхватываются из спортивного состязания как раз длиннофокусными объективами.
Элементы из флюоритового и ультранизкодисперсионного (UD) стекла позволяют добиться отличного качества 4K-картинки на всей площади кадра – от центра до периферии – при любом зуме, а инновационные технологии гарантируют четкость и лучшее в классе подавление аберраций. А это значит, что данные объективы отлично подходят для 4K-съемки, в том числе и в режиме HDR, практически в любых сценариях – от крупных планов до панорамных видов спортивных помещений и стадионов.
При замедленных повторах реальная скорость воспроизведения видеопотока замедляется в несколько раз, и зритель видит спортивный момент во всей красе, при этом требования к качеству картинки, несомненно, возрастают. В этих случаях очень важно, чтобы фокусировка была строго на нужном объекте, как хотели бы те творческие люди, которые формируют сигнал, находясь у режиссерского пульта – их усилия определяют «душу и притягательность» трансляции. Изображение при этом должно быть стабильным, не плыть и не дергаться, чтобы зритель имел возможность рассмотреть все, интересующее его, в мельчайших деталях и подробностях.
Представленные модели имеют 45-кратный зум в диапазоне фокусных расстояний 9,7–437 мм и 13,6–612 мм соответственно. Встроенный 2-кратный экстендер увеличивает максимальное фокусное расстояние модели CJ45ex9.7B до 873 мм, а модели CJ45ex13.6B – до 1224 мм, значительно расширяя возможности телевизионной съемки, обладая при этом непревзойденным качеством стабилизации изображения, о которой мы говорили выше. Для этого предназначен встроенный оптический стабилизатор, интеллектуально определяющий движения и корректирующий колебания камерной системы в целом.Надо особо отметить, что использование «длинного фокуса» без необходимой стабилизации достаточно затруднительно и на практике почти не применяется. Если только это соответствует творческому замыслу в какой-то определенный момент времени.
Объективы такого типа, как CJ45, можно устанавливать на приличном удалении от объекта съемки, в том числе и быстро двигающегося, позволяя «держать его в кадре» достаточно долго – для понимания зрителем развития ситуации в целом, и особенно когда «поле битвы» спортсменов составляет несколько сотен метров по расстоянию и в плане ширины панорамы, и по глубине кадра. Без особого труда можно охватить большую часть пространства, отъехав на широкий угол и вместе с тем приблизив объект съемки – например, лицо спортсмена, – увидеть все его эмоции, выраженные в борьбе за победу над соперником. Или, например, снимать спортивный снаряд, приблизив его и наблюдая за его движением, что тоже бывает очень интересно.
Конечно, повсеместное применение в современных телевизионных камерах сравнительно небольших по размеру сенсоров вместе с широкоугольными объективами не позволяет получить «киношную» картинку с красивым размытием фона, так называемым «боке», и в этом плане выручают объективы длиннофокусные. Их использование при приближении объекта съемки позволяет получить небольшую глубину резкости и размыть фон. Это выглядит очень красиво и впечатляет, особенно на замедленных повторах и при высоком разрешении.
Объективы, устанавливаемые на штативы и пьедесталы и снимающие «спорт», как правило, управляются оператором при помощи ручек: фокуса и зума. А диафрагмой управляют видеоинженеры дистанционно, при помощи специальных пультов-консолей, так называемых контрольных панелей, позволяющих изменять параметры и камеры, и объектива. Но особая роль в создании картинки, конечно же, принадлежит операторам, которым нужен для этого достаточно простой и быстрый, удобный и привычный инструмент. Таким инструментом и является проверенная временем система сервоприводов вращения колец зума и фокуса. Нужно сказать, что у представленных объективов сохранена возможность управления этими параметрами при помощи ручек управления зумом – ZSD-300D и фокусом – FPD-400D, которые так полюбились практически всем телевизионным операторам.
Для комфортной работы с сервоприводами CJ45 – непосредственно в условиях съемки или при предварительной настройке параметров съемки – предусмотрено удобное расположение кнопок, переключателей, а также яркий графический дисплей. Дисплей каждого сервопривода упрощает целый ряд операций, например, таких как настройка пользовательских режимов, занесение в память различных параметров, скорости зума, блокировка доступа и многое другое. Оперативное изменение некоторых из этих параметров бывает полезно при быстро меняющихся условиях съемки, особенно спортивных мероприятий. В новые сервоприводы объективов Canon также встроены высокоточные и высокопроизводительные 16-битные кодовые датчики, гарантирующие исключительную точность в получении и передаче данных о трансфокации, фокусировке и раскрытии диафрагмы. Собранные потоки данных можно сразу же передавать в виртуальную систему, чтобы точно совмещать компьютерную графику с видеотрансляцией в реальном времени, а это также достаточно часто применяется в настоящее время и наверняка будет применяться и в будущем.
Доступность
Но главным преимуществом новых объективов 4К является их цена. При незначительном увеличении стоимости по сравнению с текущей линейкой HD-объективов их можно рассматривать как промежуточный шаг в сторону UHD-производства. Начиная работать сейчас с текущими камерами HD, пользователи получают более качественные показатели, а в будущем, при переходе на UHD-камеры, новая оптика не понадобится. Таким образом, 4К начинается уже сегодня!
Автор: Спартак Муравьев, компания Canon